ФГБДОУ "Центр развития ребенка -

детский сад № 120"

"Щелкунчик"

Коррекционная программа

 

 

Пояснительная записка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе, особенно при овладении письмом и чтением. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Ежегодно на базе нашего ДОУ проводится диагностика речевого развития детей, посещающих общеобразовательные группы. Анализ проводимой диагностики позволяет выявить подгруппу детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Для данной категории детей в образовательном учреждении функционируют две специализированные группы для детей с речевыми нарушениями. В данную группу дети зачисляются по решению психолого-медико-педагогической комиссии с 5 лет. В связи с тем, что количество детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растет, функционирование специализированных групп в ДОУ актуально.

Как учитель-логопед, веду подготовительную логопедическую группу с детьми седьмого года жизни. Обучение детей с диагнозом ОНР по коррекционной программе проходит второй год.

 

Характеристика детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.

 

На втором году обучения дети в основном усвоили программу старшей группы, но имеют еще определенное отставание как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении. На данном этапе для развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т.д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений слов. Стойкие грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением. Недоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременному формированию навыков однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что, впоследствии, может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения. В большинстве случаев дети с данным уровнем развития речи не точно понимают и употребляют слова и фразы с переносным значением (пословицы, поговорки, крылатые слова), отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения и т.п.

Наряду с лексическими ошибками у детей отмечается специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств: в основном используются короткие и малоинформативные фразы. При построении предложений дети опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми, часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: перестановка слогов, добавление слогов, пропуск слогов, звуков, добавление лишних звуков, смешение звуков. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют последний согласный, гласный звук в середине и в конце слова, не всегда могут определить наличие и место звука в слове.

Программа коррекционной работы в подготовительной логопедической группе предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством четкой организации жизни детей в период их пребывания в ДОУ, правильном распределении нагрузки в течение дня.

Данная рабочая программа освещает основные этапы коррекционно-логопедической работы в подготовительной группе детского сада и носит комплексный характер по оказанию помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы.

 

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • СанПиН, «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях»»;
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в РФ (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ);
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (в ред. Постановления Правительства РФ № 179 от 14.02.1997 г.);
  • Типовое положение о специальном ( коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ № 212 от 03.03.2000 г.)
  • Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина - М.: Просвещение, 2010 г.
  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011 г.
  • Образовательная программа ДОУ № 120.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованием дошкольного образования (далее - ФГТ) направлено на создание системы комплексной помощи детям с общим недоразвитием речи с ОНР в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеобразовательной программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер, она предназначена для детей седьмого года жизни с ОНР, принятых в логопедическую группу на два года.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность, повторяемость материала.

 

Данная программа реализуется с учетом принципов и дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип коррекции и компенсации, позволяющие определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Цель программы: формирование речевой коммуникации у детей седьмого года жизни с ОНР, преодоление ОНР, оказание помощи в освоении основных образовательных программ.

Для реализации заявленной цели поставлены задачи:

  1. Развитие неречевых функций, обеспечивающих формирование речевой деятельности у детей с ОНР.
  2. Коррекция произносительной стороны речи.
  3. Формирование фонематического восприятия.
  4. Формирование лексико-грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи.
  6. Подготовка к обучению в школе, профилактика нарушений устной и письменной речи.
  7. Освоение образовательных областей ООП (основной образовательной программы).

Структура программы.

Программа состоит из четырех блоков, в которых раскрываются основные задачи, коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи:

  • Диагностический блок;
  • Коррекционно-развивающий блок;
  • Консультативный блок;
  • Информационно-просветительский блок.
Дата последнего обновления страницы 14.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения